A R M I - Marketing. Advanced Research Methods in Marketing
  
Последние 10
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
1997
Февраль 15, 2008

Схватывают на лету

Один из способов оценить развитие исследовательского рынка в России – отслеживание участия российских профессионалов этой отрасли в международных конгрессах. Владимир Гродский, генеральный директор TNS Russia, проводит параллель между такими посещениями конгрессов  и фазами, которые его отрасль прошла за последние несколько лет. На раннем этапе развития в середине 90-х происходил поиск новых клиентов и партнеров. Несколько годами позже проявилась жажда новых знаний и технологий, принятие стандартов качества. Затем, в начале этого десятилетия, интерес российских исследователей к конгрессам стал снижаться из-за укрепления отрасли. Но благодаря развитию онлайн исследований исследовательский ландшафт в стране продолжает меняться, при этом на рынок выходят много новых компаний. «Существует очень большая вероятность, что мы увидим новую вспышку интереса к овладению новыми технологиями, опытом, поиску новых партнеров».

Кроме того «конкуренция между агентствами растет, и все больше компаний заинтересованы стать частью международного сообщества», - считает Маша Волькенштейн, президент компании Validata  и представитель ESOMAR.

Действительно, прошлогодний конгресс ESOMAR в Берлине посетило рекордное количество российских исследователей, что связано со стабильным ростом отрасли. Большинство источников оценивают уровень роста в 2007 году в 25-30%, такой же рост был и на рынке рекламы. Согласно данным исследовательской ассоциации ОИРОМ ожидаемый оборот составит 260 млн. долларов. Тем не менее, Андрей Милехин, председатель и исполнительный директор холдинга РОМИР, ставит под сомнение эти цифры. «Ситуация не является прозрачной. Годовой доход агентств никому не известен».

Список журнала Forbes

Что нам все-таки известно, так это тот факт, что некоторые русские сильно разбогатели. Наиболее видимые признаки такого благосостояния -   нефтяные магнаты, скупающие пентхаусы в Лондоне или предметы роскоши на выставках в московских дизайнерских магазинах.  «Но для исследовательской отрасли они не обязательно выступают в качестве движущей силы роста»,- комментирует Гродский, указывая «на огромный разрыв между разными городами и людьми относительно потребления».

Как считает Милехин, настоящими факторами роста для здоровой отрасли являются не те представители России, которые вошли в список Forbes, а политическая стабильность, рост потребительского сектора, развитие Интернета и банковских услуг. С этим согласен и Дмитрий Писарский, директор A/R/M/I – Marketing (член Millward Brown). «Подавляющее большинство исследований связано с изучением «обычных» потребителей, от низших до высших слоев среднего класса».

«В целом, число состоятельных людей растет», - замечает Валерий Федоров, руководитель ВЦИОМ. «Десять лет назад они концентрировались, большей частью, в Москве, сегодня их сотни тысяч, и вы можете найти их в других больших городах, таких как Санкт-Петербург, Екатеринбург и Новосибирск». 

Либерализм

Помимо того, что богатые потребители в России составляют меньшинство, уровень достижимости их становится все ниже благодаря предпринимаемым ими мерам безопасности. С другой стороны, у полевых исследователей немного поводов для беспокойства относительно вопросов права на частную жизнь и защиты потребителей. Федоров описывает законодательное регулирование на этом относительно молодом рынке как «достаточно слабое». Волькенштейн соглашается, что ее исследовательский рынок выглядит «более либеральным, чем в Европе». Но Писарский выражает сомнения, что ситуация сохранится. «Закон о персональных данных был представлен на рассмотрение в 2007 году, и мы ожидаем большего в этой области».

Его претворение в жизнь станет одной из тем для обсуждения недавно основанной ассоциацией ОИРОМ, состоящей на данный момент из 20 ведущих компаний. Александр Демидов, финансовый директор GfK Rus, описывает ассоциацию как «достаточно активную» и рассказывает о совместных проектах. По словам Писарского, пунктами в повестке дня являются этические нормы, оценка размеров отрасли и качество. Например, ОИРОМ была разработана онлайн система контроля качества для качественных исследований. Но «национальные стандарты качества еще не были представлены».

Раздоры

Ассоциация ОИРОМ произвела меньшее впечатление на Милехина, описывающего ее как бесполезную и искусственную формацию. «Я не слышал ни о какой полезной деятельности – они заняты только спорами». По его мнению, стандарты качества устанавливают клиенты. «Если это серьезные и профессиональные клиенты, стандарты близки к мировым».

Наше внимание было обращено на то, что РОМИР, фирма господина Милехина, была исключена из ОИРОМ. По словам Милехина, членство было закрыто в процессе перерегистрации, но одна из компаний РОМИР все еще входит в ассоциацию. 

Федоров также не слишком впечатлен уровнем деятельности ассоциации, но он склонен винить российское общество в целом, так как оно «не развито, а, следовательно, совместные действия на некоммерческой основе очень слабы». Однако улучшение – лишь дело времени, по мнению Гродского. «Российским исследовательским агентствам потребовалось 10 лет, чтобы понять, что ведущим российским компаниям нужно объединить свои усилия для защиты национальных стандартов качества. Я думаю, что ОИРОМ находится в начале этого процесса».

Исследовательскую отрасль в России все же нельзя сравнить с некоторыми сформировавшимися рынками. Единственное преимущество этого – продолжающийся стремительный рост. Как считает Федоров, показатели могут даже увеличиться. «Многие ниши в России еще не заняты. На рынке еще нет серьезной конкуренции. А исследовательские компании не могут удовлетворить потребности рынка полностью из-за растущего числа клиентов».

Robert Heeg, Research World, February 2008

© Millward Brown A/R/M/I-Marketing 1995-2017The company is a member of