A R M I - Marketing. Advanced Research Methods in Marketing
  
Последние 10
2017
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
1997
Апрель 11, 2013

Эффект снежного кома

Социальная сеть Google+ в начале своего пути позиционировала себя как «корпорация добра», но к 2013 году ее гораздо чаще называют «городом призраков»

В современном мире инновационная  активность как никогда высока. Об очередной «революции» IT-компании заявляют едва ли не каждую неделю. Это создает определенную атмосферу, в которой и специалистам, и рядовым пользователям  хочется, наконец, стать свидетелями настоящего прорыва. Но с ними пока как-то не очень. Эксперты отмечают, что новые проекты в большинстве своем лишь незначительно улучшают созданное ранее. Громкие заявления, не подкрепленные по-настоящему прорывной идеей и/или бизнес-моделью, создают эффект, обратный желаемому. Впрочем, рассмотреть новшество в бизнес-модели не так просто.

Социальная сеть Google+  в начале своего пути позиционировала себя как «корпорация добра», настоящий прорывной проект, причем некоторые оптимисты даже пророчили ему судьбу «убийцы Facebook».  Но вместо этого к 2013 году сеть Google+  гораздо чаще называют «городом призраков», несмотря на обнародованную ее создателями цифру – более 300 млн пользователей. Образное сравнение детищу Google «подарил» около года назад автор одной из статей в WSJ: «В действительности Google+ является своеобразным городом-призраком среди социальных сетей. Недавно компания comScore обнародовала результаты своего нового исследования в данной области. Оказалось, что пользователи Google+  охотно регистрируются, но в дальнейшем не проявляют практически никакой активности». Действительно, многие признаются, что создали профиль в этой сети уже давно, буквально сразу после запуска, но никаких действий – постов или хотя бы репостов - за этим не последовало. Владельцев пустых эккаунтов вполне устраивает функционал тех же Facebook и Twitter, а погружаться с головой в новое пространство нет ни времени, ни желания.

Есть и экспериментальные подтверждения низкой активности жителей Google+. В августе 2012 года британское SMM-агентство UMPF опубликовали результаты проделанного ими небольшого эксперимента. Измерялась активность «расшаривания» 100 заметок, выбранных случайным образом на нескольких крупных сайтах, таких как The Independent, Telegraph, Forbes, CBS News, Evening Standard, Mashable и TechCrunch. Все перечисленные сайты имели под каждой статьей не менее 4 кнопок основных социальных сетей (Facebook, Twitter, LinkedIn, Google+), позволяющих запостить заметку в любую из них. Тематика заметок также выбиралась случайно, причем, спектр был широк: развлечения в Интернете, здоровье, бизнес, технологии, новости общего интереса. Победителем в этом своеобразном соревновании стал Twitter: при общем числе пользователей 100 млн, было зафиксировано более 190 перепостов. 41-- в Facebook, 15 -- в LinkedIn. На долю Google+ пришлось только шесть.

Так кто и почему «сидит» в Google+ ? У Найджела Холлиса (Nigel Hollis), главного глобального аналитика исследовательской компании Millward Brown на этот счет свое мнение. На размышления о жизнеспособности этой соцсети его подтолкнул очередной отчет Global WebIndex (GWI), согласно которому в декабре 2012 года сеть Google + заняла второе место в мире по популярности среди пользователей, сразу же вслед за Facebook. Авторы исследования отмечают: несмотря на то, что СМИ твердят о провале Google+, показатели активного использования этого якобы города призраков выросли на 27%, а число пользователей достигло 343 млн, что и обеспечило этой сети, в конечном итоге, второе место. По данным GWI, регулярно в течение месяца Google+ активно пользуются до 25% глобальной аудитории интернета. Для сравнения: Twitter растет стремительно, но «сидит» в нем пока только 21% пользователей. Основной причиной, почему соцсеть не покинула бренный мир вслед за некоторыми другими много обещавшими в свое время проектами Google (Google Wave, 
Google Catalog или Wiki Search), Найджел Холлис считает мощную поддержку Google+ другими сервисами интернет-гиганта. Теми, что завоевали доверие пользователей задолго до появления социальной платформы. Речь идет, в первую очередь, о Youtube и Picasa, интегрированных в социальную сеть Google +.  Это можно сравнить со снежным комом – бренды наслаиваются друг на друга, и, падая с горы, этот «шар» развивает огромную скорость.  «Если я использую, например, сервис Picasa, значит, можно говорить и о том, что я на полурегулярной основе автоматически захожу в Google+, так как теперь Picasa встроен в платформу. Мне не нравится, что доступ к некогда автономному ресурсу теперь неразрывно связан с соцсетью, однако привычка берет свое.  Возможно, и другие люди используют вовсе не Google+ как социальную сеть, а именно приложения, которые теперь стали ее частью», - рассуждает Холлис  в своем блоге.

 К слову, по результатам  мониторинга GWI третье место по совокупности признаков занял как раз видеосервис Youtube, который раньше аналитиками как социальная сеть не рассматривался. В этом, возможно и кроется секрет «жизненной силы» Google+:  она предоставляет возможность интеграции всех сервисов Google, что, безусловно, толкает пользователей на активность в границах платформы. Объединение продуктов, по мнению авторов доклада GWI, в ближайшее время станет основным драйвером роста – как самой компании, так и Интернета в целом.

На фоне этого, кстати, закономерно выглядят появившиеся недавно слухи о желании Google приобрести мобильный мессенджер WhatApp (сами разработчики сервиса подобные инсинуации упорно отрицают). В нише мгновенных сообщений Google проигрывает конкурентам, и новый «слой» снежному кому явно не повредит.

Ситуация с использованием Google+ в России более прозрачна. По последним данным TNS, в месяц только 6,3% аудитории интернета в России удостаивают эту социальную сеть своим вниманием. Для сравнения, у Twitter этот показатель равен 10,6%. К тому же, в русскоязычном сегменте интернета Google сильно уступает локальным игрокам, предлагающим аналогичные сервисы – от почты до браузера.  И в глазах российского пользователя YouTube и Google+, скорее, самостоятельные явления, а не часть «снежного кома» Google. Так, по данным российской части глобального исследования BrandZ, проведенных компанией Millward Brown ARMI-Marketing в 2011 и 2012 годах россияне по-разному воспринимают эти бренды. Так, хотя их проникновение за анализируемый год ведет себя одинаково (оно увеличилось), но потенциал бренда сети Google+ существенно вырос, а вот YouTube, наоборот, упал. Для справки: с точки зрения потенциала бренда лучшая позиция среди массовых соцсетей, оперирующих в России, у ВКонтакте. Совсем немного уступают ей Одноклассники и Facebook. По-видимому, локальные рынки, на которых глобальный лидер не занимает привычной для себя первой позиции, действительно таят в себе сюрпризы. 

Автор: Наталья Кириллова
Опубликовано: AdIndex.ru

© Millward Brown A/R/M/I-Marketing 1995-2017The company is a member of