A R M I - Marketing. Advanced Research Methods in Marketing
  
Последние 10
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
1997
Август 10, 2012

По мебельному счету

Шведский мебельный гигант IKEA, частная компания, не раскрывающая финансовых результатов, впервые публично оценила стоимость своего бренда. Зарегистрированный в Лихтенштейне фонд основателя мебельной компании Ингвара Кампрада Interogo продал товарный знак IKEA дочерней структуре группы — компании Inter IKEA. В ходе этой сделки бренд оценен в 75 млрд крон, или $11,2 млрд, сообщило шведское издание Dagens Industry. Оценка, по его данным, отчасти базируется на доходах, которые фонд получал от Inter IKEA за использование бренда и перспективы его развития (около 3% от продаж сети).

Тот факт, что это внутренняя сделка, не отразился на ее стоимости — она оказалась близка к рыночной. Агентство Interbrand, специализирующееся на оценке интеллектуальной собственности, в последнем рейтинге самых ценных мировых брендов поместило IKEA на 31-ю позицию, оценив ее бренд в $11,86 млрд, на 5% дешевле, чем годом ранее. Другая специализированная компания — Millward Brown Optimor оценивает бренд IKEA в $9,2 млрд. (+26% к прошлому году).

Представитель IKEA пояснил AFP, что оценка является «внутренней и не дала никакого эффекта» вне группы, но теперь бренд имеет бухгалтерскую стоимость. Он добавил, что для осуществления сделки Interogo внес в капитал Inter IKEA Systems 3,6 млрд евро и предоставил кредит на 5,4 млрд евро. По его словам, она направлена на «консолидацию и упрощение структуры группы». Фонд Кампрада Interogo остается окончательным собственником Inter IKEA.

Главной причиной продажи бренда могло быть желание избежать возможных новых претензий в агрессивной налоговой оптимизации, предполагает заместитель исполнительного директора консалтинговой компании DS Express Александр Захаров. В условиях активизировавшейся в последнее время в Европе борьбы с ней регуляторы могли счесть Inter IKEA Systems B. V., являющуюся держателем франшизы ритейлера, но не владеющую самим брендом, посредником, деятельность которого направлена на минимизацию налоговых выплат. При этом с точки зрения действующего законодательства претензий к IKEA быть не может, подчеркивает Захаров.

О сложной корпоративной структуре IKEA, позволяющей Кампраду фактически контролировать компанию, не платя высокого подоходного налога в Швеции, стало известно в начале прошлого года благодаря расследованию местных журналистов, выводы которых позже подтвердила сама компания. Выяснилось, что группа компаний IKEA — Inter IKEA Group — через люксембургскую Inter IKEA Holding SA принадлежит созданному в 1989 г. лихтенштейнскому фонду Interogo. Последний контролируется семьей Кампрада.

По оценке шведских журналистов, благодаря такой структуре за последние 20 лет компании удалось сэкономить на выплате налогов от 1,7 млрд до 2,2 млрд евро.

Авторы: Дмитрий Дмитриенко, Елена Виноградова, Юлия Грибцова
Опубликовано: Ведомости

© Millward Brown A/R/M/I-Marketing 1995-2017The company is a member of