A R M I - Marketing. Advanced Research Methods in Marketing
  
Последние 10
2017
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
1997
Январь 27, 2011

Мифы об экспатах

Действительно ли зарубежные менеджеры лучше отечественных и надо ли им больше платить

Зачем нужны экспаты в российских компаниях? Двадцать лет назад, когда российский рынок еще только формировался, их появление было понятно: нужны были люди, имеющие опыт работы в бизнесе. Однако за 20 лет в России уже успело сформироваться поколение высокопрофессиональных местных специалистов и менеджеров, которые часто имеют западное образование и, казалось бы, не уступают иностранным ни в подходах к ведению бизнеса, ни в опыте. И, тем не менее, экспаты в России есть и меньше их не становится. В последние несколько лет российский рынок испытал определенное кадровое давление со стороны зарубежных специалистов, испытывавших трудности трудоустройством у себя на родине. Появление в этой ситуации множества расхожих представлений о том, кто такие экспаты и нужны ли они российским компаниям, вполне понятно.

В начале 2011 года рекрутинговая компания Antal Russia решила подтвердить или развенчать наиболее распространенные мифы об экспатах. В ходе опроса, который провели специалисты по подбору кадров, 200 российских менеджеров высшего и среднего звена рассказали, что они думают о своих иностранных коллегах. 

Экспаты более эффективны, чем местные специалисты?

Среди основных преимуществ иностранных менеджеров участники опроса называли опыт ведения бизнеса в развитых странах, западный стиль управления и прогрессивный подход к решению задач, а также образование западных ВУЗов. Впрочем, это достаточно очевидно и без опроса. Есть ли у экспатов другие преимущества?

По мнению Дмитрия Писарского, генерального директора исследовательской компании A/R/M/I-Marketing, российским специалистам пока не в полной мере удается воспитать в себе и применить на практике два качества:

- макровидение (helicopter view), в противовес часто встречающемуся у россиян стремлению закопаться в деталях

- здравый смысл.

С точки зрения эксперта желание российской компании нанять именно экспата призвано отчасти компенсировать нехватку двух вышеупомянутых качеств, независимо от того, осознают это сами компании или нет. В отдельных случаях, если речь идет о компаниях, оказывающих услуги (маркетинговые, сервисные и т.п.) можно также говорить о том, что если на стороне заказчика ключевые решения принимает экспат, то и общаться ему или ей на стороне агентства приятнее и удобнее с экспатом. .

Среди минусов респонденты чаще всего упоминали недостаток российского опыта, непонимание особенностей местного менталитета и ведения бизнеса в России, дороговизну экспатов и трудности оформления их как сотрудников.

«Иностранные сотрудники имеют ряд преимуществ, однако необходимо понимать, что привлечение менеджера-экспата не станет для компании решением всех задач. Мне кажется, что российские компании начали осознавать, что иностранный менеджер — это не дорогая игрушка или волшебник, а сотрудник, при правильном использовании опыта которого можно получить большую отдачу»,- говорит Михаэль Гермерсхаузен, генеральный директор Antal Russia.

 Правда, заполучить их бывает не всегда просто. «Мы пытались целенаправленно искать экспатов среди числа сотрудников нашей международной исследовательской сети (Millward Brown – R&T), но либо уровень специалиста нам не подходил, либо люди не хотели переезжать в Россию, - говорит Писарский. - Это, к сожалению, пока проблема нашей страны - далеко не все специалисты хотят к нам ехать даже в погоне за длинным рублем».

Российские компании в массовом порядке стремятся заменить экспатов местными профессионалами?

Действительно, отечественные компании все еще не могут отказаться от помощи зарубежных профессионалов. По мнению экспертов Antal Russia, появившаяся несколько лет назад тенденция замены иностранных сотрудников местными укрепляется. 42% опрошенных подтвердили, что их компания ищет замену иностранным коллегам.

Более 60% опрошенных признались, что кризис не повлиял на количество иностранцев в их офисе, а 16% утверждают, что у них стало даже больше иностранных коллег. При этом половина опрошенных менеджеров подтвердила планы своей компании нанимать иностранных менеджеров в ближайшие полгода.

«В случае, когда требования к позиции включают международный опыт, компания, скорее всего, будет охотнее рассматривать экспата, - комментирует Ольга Демидова, менеджер Antal-Laurence Simons. - Работодатели понимают, что иностранные менеджеры привозят с собой специфическую экспертизу, как в области общего управления, так и в более узких областях: технологиях или новейших разработках в разных индустриях».

По данным исследования чаще всего иностранцы занимают позиции директорского уровня, позиции руководителей отделов, руководителей проектов и партнеров. При этом подавляющее большинство опрошенных менеджеров среднего и высшего звена утверждают, что количество иностранцев в коллективе по их мнению не должно превышать 10%.

Экспатам платят намного больше?

Об уровне компенсации экспатов ходит множество слухов. 78% респондентов опроса Antal Russia считают, что их иностранные коллеги получают более высокие зарплаты, чем местные профессионалы на аналогичных позициях.

Отчасти это утверждение соответствует истине. Основной причиной высоких заработков иностранных специалистов до конца 2008 был «перегретый» рынок труда, считают в Antal Russia. Дефицит кандидатов провоцировал рост зарплат как у иностранцев, так и у местных специалистов. Конечно, если компания командирует своего сотрудника в Россию, помимо зарплаты ему предоставляется солидный соцпакет — оплата жилья, обучения для детей, компенсация поездок домой и т. д.

Размер компенсации зависит от востребованности того или иного специалиста, эксклюзивности его опыта, навыков и знаний, а также наличия аналогичных профессионалов на местном рынке труда. Если иностранный кандидат уникален, то компенсация действительно может быть впечатляющей. Но в целом уровень зарплат и бонусов иностранных и местных сотрудников отличается не очень значительно, к тому же иностранные менеджеры становятся более гибкими при обсуждении финансовых аспектов предложения о работе. Особенно, когда речь идет об экспатах не из западных, а восточных стран.

«В последнее время, как в России, так и в странах Центральной Азии очень актуальна практика привлечения специалистов с большим опытом работы, хорошим образованием и сильной мотивацией из активно развивающихся в последние десятилетия стран: Китая, Малайзии, Индии. Размер их компенсации сопоставим с уровнем зарплат и бонусов местных менеджеров и специалистов», - говорит Гульмира Шакуова, старший консультант Antal Kazakhstan.

Опубликовано: Research&Trends.ru

© Millward Brown A/R/M/I-Marketing 1995-2017The company is a member of