A R M I - Marketing. Advanced Research Methods in Marketing
  
Последние 10
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2006
2004
2003
2002
2000
1998
Март 05, 2003

Естественный отбор

До сих пор не совсем понятно, как именно появилось слово «маркетолог» в нашем языке

Вместе с рыночной экономикой и ее отраслями в нашу жизнь примерно десять лет назад вошли новые профессии. Маркетолог – одна из таких профессий. Мне до сих пор не совсем понятно, как именно появилось слово «маркетолог» в нашем языке, ведь не существует такой науки, как «маркетология»? По сути этим словом сегодня могут называть практически любого специалиста в области маркетинга – отрасли, ведающей широким кругом вопросов о взаимодействии производителей и потребителей на различных рынках.

 

За прошедшие годы число специалистов по маркетингу ширилось и росло, опережая количество подготовленных высшими учебными заведениями выпускников соответствующего профиля. Как и в любой другой отрасли, квалификация специалистов по маркетингу сильно разнится, но до поры, до времени рынок это «прощал». В конце концов, в эпоху первоначального накопления капитала, когда российский потребитель открывал для себя товары или услуги заново, не это было главным, - предприниматели справедливо полагались на свое чутье, находчивость и напористость. Но с усилением конкуренции одна из глобальных тенденций маркетинга, к которой западные страны шли десятилетиями, настигает нас уже сегодня. Речь идет о подотчетности маркетинга как отрасли и профессии – подотчетности перед владельцами бизнеса и инвесторами за вложенные и потраченные на установление связи с потребителями средства. Готов ли к этому российский маркетинг, взращенный методом проб и ошибок? Где проходит грань между хорошими и не очень хорошими специалистами по маркетингу? Существуют ли справедливые критерии оценки таких специалистов? Маркетинговые исследования – наиболее хорошо знакомая мне область – может служить хорошей иллюстрацией к этим вопросам.

 

В принципе существует три возможных результата маркетинговых исследований. Первый, и самый желанный – клиент получает от агентства или консультанта правильную рекомендацию относительно своих возможных действий (например, по выбору варианта упаковки, вкуса, сценария рекламного ролика, объекта инвестиций). Второй – рекомендация дается неправильная. Наконец, третий, и, к сожалению, очень распространенный результат исследований – фактическое отсутствие рекомендации. На мой взгляд, способность специалиста выдавать на основе полученных в ходе исследования данных клиенту максимальное число правильных рекомендаций – это один из основных критериев профессионализма в маркетинговых исследованиях. От ошибок (неправильных рекомендаций) никто из нас не застрахован, но клиенты справедливо желают получить независимый и информированный взгляд на свои задачи и проблемы и способы их решения.

 

Как и в практически любой другой сфере деятельности, специалисту по исследованиям, помимо профессиональных знаний по статистике, психологии и социологии, следует обладать еще и общей эрудицией и здравым смыслом. Несмотря на банальность, это становится актуальным, когда сталкиваешься с выводами некоторых исследований. Например, изучая потенциал нового мультивитамина, помогающего справляться с нервным перенапряжением, потребителям задают вопрос об используемых ими средствах борьбы со стрессами. И получают ответы – валерьянка, алкоголь и прочие народные средства. И это естественно – для определенных групп потребителей! Только клиенту в деле продвижения своего препарата это никак не помогает. На рынке этих потребителей его потенциал близок к нулю. Или другой пример – по результатам замеров некой потребительской панели выходит, что лидером на рынке шампуней является малоизвестный и недорогой брэнд. Клиентам понятно, что это могло произойти в результате «перекоса» панели в сторону низкодоходной части населения. Никто не призывает корректировать полученные данные, но не повод ли это призадуматься над методикой или качеством сбора данных?




1 | 2
© Millward Brown A/R/M/I-Marketing 1995-2017The company is a member of