A R M I - Marketing. Advanced Research Methods in Marketing
  
Последние 10
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2006
2004
2003
2002
2000
1998
Май 10, 2011

Эх, яблочко!

Apple возглавила топ-100 мировых брендов

Выпуск iPad позволил Apple сместить компанию Google с первого места в рейтинге самых дорогостоящих мировых брендов от агентства Millward Brown. Характерная для Apple подача своей продукции как высокотехнологичной и в то же время имиджевой принесла компании 153 миллиарда долларов. Головокружительный рост на 246 процентов показал бренд Facebook, дебютировавший на 35 строке. Перемены в рейтинге затронули и Россию - из топа "вылетел" один российский бренд ("Билайн"), зато появился другой - Сбербанк.

Агентство Millward Brown Optimor (МВО) составляет рейтинг самых дорогостоящих мировых брендов начиная с 2006 года. Само агентство входит в рекламно-маркетинговую группу WPP. Информацию о торговых марках агентство берет из крупнейшей в мире базы данных о брендах BrandZ, которая также является частью группы. База существует уже 13 лет - за это время ее составители провели более миллиона опросов потребителей и получили информацию о тысячах брендов.

МВО оценивает бренды, которые представлены на рынке продажи товаров и услуг, а не капитализацию компаний или их прибыль. Рейтинг составляется на основе долларовой стоимости торговой марки, которая зависит от вклада бренда в прибыль компании (общая прибыль за вычетом инвестиций и прибылей компании от продажи товаров других марок). Кроме того, агентство оценивает перспективы бренда и его потенциал прибыли.

Первый рейтинг, составленный Millward Brown, возглавила корпорация Microsoft, которая в нынешнем году оказалась на 5 месте. А лидер 2011 года - бренд Apple - тогда же появился на 29-й строчке. Со временем компания Apple приблизилась ко второй позиции, на которой находилась в прошлом году. Настоящий скачок бренд совершил за 2010 год, когда компания выпустила планшетники iPad.

Таинственность, которой был окутан выход первого устройства, и быстрый апгрейд iPad в соответствии с претензиями и желаниями пользователей (iPad 2), сделали планшетный компьютер от Apple очень популярным. Именно появление нового продукта и принесло Apple рост стоимости бренда на 84 процента и оценку в 153,3 миллиарда долларов, а с ней - и "золотую медаль" от MBO. При этом общая стоимость компании Apple достигает 321,4 миллиарда долларов.

Предыдущие четыре года лидером маркетингового чарта был бренд Google - торговая марка поисковой системы постоянно росла в цене. Однако в этом году Google не только ушел на второй план, но и потерял часть своей стоимости - она сократилась на 2 процента и составила 111,5 миллиарда долларов. Общая капитализация компании Google оценивается в 172,8 миллиарда долларов.

Эксперты Millward Brown считают, что в прошедшем году Google вкладывался в основном в долгосрочные проекты, от которых не последовало мгновенной отдачи - например, создание и внедрение ОС Android. Кроме того, на развитие бренда повлиял уход с китайского рынка. Этот же шаг Google, напротив, помог подняться в цене крупнейшему китайскому поисковику Baidu - его стоимость увеличилась на 141 процент, составив 22,5 миллиарда долларов. Это позволило Baidu оказаться на 29 строчке топа вместо прошлогодней 75-й позиции.

Третье место занимает компания IBM, которая в прошлом году находилась на второй строчке. Стоимость IBM (100,8 миллиардов), хотя и выросла на 17 процентов, не дотянула до упавшего в цене Google чуть больше 10 миллиардов долларов.

Рейтинг хорошо иллюстрирует быстрое развитие брендов, представленных исключительно в Сети. Это касается не только поисковых систем: по темпам роста рекордные показатели продемонстрировала социальная сеть Facebook, выросшая в цене на 246 процентов. Стоимость марки, которая появилась первый раз в рейтинге и сразу заняла 35 позицию, оценили в 19,1 миллиарда долларов. Сейчас количество аккаунтов в Facebook превышает 600 миллионов и продолжает постоянно увеличиваться.

Amazon обогнал в рейтинге сеть супермаркетов Wal-Mart: бренд интернет-магазина растет в цене намного быстрее, чем бренд из реальной розничной торговли. Стоимость Amazon выросла на 37 процентов и составила 37,6 миллиарда долларов. Это принесло магазину 14 место в рейтинге - Wal-Mart занимает 15 строчку с оценкой в 37,2 миллиардов и падением стоимости на 5 процентов.

Российские бренды занимают 2 строчки в топе. С 2008 года в рейтинге присутствует МТС, поднявшийся за эти годы с 89 строчки до 80-й и увеличивший капитал с 8,1 миллиарда долларов до 10,9. В этом году рост стоимости бренда МТС эксперты Millward Brown оценили в 12 процентов. Конкурирующий с МТС на российском рынке сотовый оператор "Билайн" в этом году не вошел в рейтинг (в 2010 году "Билайн" занимал 92 место). Причиной для этого послужило сокращение расходов компании на продвижение бренда в 2009-2010 годах. Зато на сцену вышел новый игрок от России - на 99 месте чарта появился Сбербанк. Крупнейший банк России дебютировал в рейтинге с показателем стоимости в 8,5 миллиарда долларов.

Российский банк вырос в цене за счет роста чистой прибыли в 2010 году: с 24,4 миллиарда рублей в 2009 году она выросла до 181,6 миллиарда, указывают "Ведомости". Кроме того, на популярность бренда повлияли реформы, проведенные президентом банка Германом Грефом. За 2010 год в Сбербанке изменилось многое, от оформления до нового спектра клиентских услуг. В их число входят мобильный банк и появление терминалов самообслуживания.

Помимо основного топа Millward Brown составляет отраслевые рейтинги. Там также появились российские бренды: "Газпром" занял седьмое место в списке самых дорогих нефтегазовых брендов. Однако оценка в 6,849 миллиарда долларов не дала этой марке попасть в топ-100. "Лукойл" в отраслевой ветке оказался на 9 строчке с показателем в 5,8 миллиарда. Несмотря на небольшой результат, потенциал бренда "Лукойл" оценен в 10 из 10 баллов благодаря расширению количества услуг, сервисов и заправочных станций компании как в России, так и за рубежом. Кроме "Лукойла" таким высоким потенциалом обладают Amazon, Baidu и PetroChina.

Одной из главных тенденций на рынке брендов создатели рейтинга посчитали рост популярности торговых марок из стран БРИК: если в 2006 году топ-100 включала в себя всего один китайский бренд, то в этом году страны сектора заняли 18 позиций. 12 из них принадлежат китайским брендам. К этому располагает специфика развивающегося китайского рынка и масштабы самой страны - например, банк Agricultural Bank of China практически неизвестен за пределами Китая, однако его клиентура превышает 320 миллионов человек. Этот банк дебютировал в рейтинге на 43 строчке.

В 2011 году повезло далеко не всем. 11 прошлогодних героев чарта остались за его пределами, многие потеряли свои высокие позиции. Так, экологическая катастрофа в Мексиканском заливе сильно ударила по репутации бренда BP, который подешевел на 27 процентов (до 12,5 миллиарда долларов) и сменил 34 строчку рейтинга на 64-ю.

Общая стоимость 100 самых дорогих брендов в 2011 году выросла на 17 процентов, составив 2,4 триллиона долларов. Это на 500 миллиардов превышает совокупную стоимость брендов в докризисном 2008 году.

Опубликовано: Lenta.ru




1
© Millward Brown A/R/M/I-Marketing 1995-2017The company is a member of